21.11.2012

Гибель цивилизации

       Я когда-то уже писала, что наступил тот момент, когда меня начала интересовать история. И периодически я смотрю документальные или художественные фильмы о временах, о которых я читаю в книжках по истории.  И сегодня я смотрела документальный фильм под названием "Гибель цивилизации. Урок Византии". Это русский фильм, который судя по всему транслировали по каналу "Россия". Повествование ведется от лица православного батюшки. Просмотрев чуть больше половины, когда речь пошла о причинах распада столь могущественного государства, я начала замечать, что мне знакома ситуация, описываемая там. Возможно кто-то скажет, что бред это все, а может быть все специально изложено именно так. Но обратимся к сути. Главный вопрос, волнующий историков, в том, каким же образом такая огромная цивилизация, которая просуществовала более 1000 лет, что дольше. чем любая европейская, развалилась почти в одночасье. Я назову лишь некоторые причины, особо заинтересовавшие меня.
Византия в 550 году
       Византия во время расцвета занимала весьма обширную территорию. И, разумеется, была многонациональна. Но несмотря на это, все византийцы считали себя преемниками Римской империи и называли себя ромеями (то есть римлянами). Все были одним целым и превозносили свое государство. Далее в Европе началась эпоха возрождения, которая характеризуется обращением к античной эллинской и римской культуре. И тут то в Византии началось. А начался национализм, и начали его греки, так как быть греком стало почетно. И следом в мозге каждого человека начало формироваться понятие о своей народности, и ни один народ, впоследствии селившийся в Византии, уже не называл себя ромеями.  Мне это напомнило чем-то ситуацию с людьми в Советском союзе и сейчас, после его распада. Тогда все были советским народом, а сейчас русские, чурки, хачи и т.д. (конечно, я не говорю, что национальные различия не считались в СССР, они и в Византии тоже считались, но я имею в виду сознание людей).

      В экономическом плане ошибкой, по мнению историков, было то, что правители Византии дали европейцам поблажки в торговом и вообще экономическом отношении. Все это якобы должно было пойти на благо страны, но в итоге стало началом конца, так как алчные европейцы как сели, так и поехали. Сейчас считается, что Византии стоило оставаться суверенной между Востоком и Западом.
       Началась повсеместная идеализация Западного мира. Богатая молодежь училась в Европе и все большие умы также покидали Византию. Все западное превозносилось, все свое уничижалось. Осмеивались традиции, армия подвергалась унижению. Ничего не напоминает? В итоге все гос-во стало крайне неэффективным, а правители все так же искали спасение в копировании западных образцов.

       Ну и так как рассказывал обо всем батюшка, нельзя было не сказать о религии. Ведь в Византии было православие и русское православие почерпнуло очень многое именно оттуда.  Религия была очень сильна, она так же соединяла людей. Но когда католический Запад все наступал и наступал, бороться было уже тяжело и была принята уния, по которой вся церковь подчинялась Папе Римскому. Когда народ увидел, что такая, казалось бы непоколебимая вещь, как вера, тоже сломлена, все впали в депрессию, люди окончательно потеряли себя. Это было время отчаяния, когда повсюду царили неверие, астрология и различные суеверия. Поскольку я отношусь к церкви скептически, этот пункт мне сложнее всего анализировать, но если контраргументов нет, то как правило соглашаешься. 
Итог всем известен. Византийская цивилизация, разграбленная и разрушенная, перестала существовать. Точку поставил и представители исламского востока. И можно отметить, что тамошние олигархи ни копейки не дали на защиту собственной страны.

Вот в общем-то и все. Куда не глянь везде читается современная ситуация в России. Спета ли наша песенка, или этот виток истории стоит на другом фундаменте? Время покажет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий